Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой нормами усвоения родного языка.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, обращенную между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваясь в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитивный период развития речи, и упущенное в это время не наверстать уже никогда.
Немаловажной остается роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки – собирайки, игрушки – вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубик. Будем строить дом!» Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т.п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»), рассматривайте картинки в книжках. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.
Следуйте советам врачей после проведения исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.