Симановский А.Э.
Доктор педагогических наук, завед.
кафедрой специальной (коррекционной)
педагогики ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
Климова Т.А;
Аспирант кафедры специальной (коррекционной)
педагогики ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
В статье раскрывается роль семьи в социально-психологической адаптации детей с ЗПР младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Выделяются функции семьи в отношении воспитания ребенка с ЗПР: доминирующее влияние на ребенка в сенситивные периоды; передача знаний; развитие личности ребенка; демонстрация ролевого поведения; помощь в социализации. Влияние семьи на социально-психологическую адаптацию к условиям ДОУ рассматривается с позиций: уровня привязанности к матери; индивидуальных особенностей детей в сфере общения; сложившихся привычек; сформированности навыков самостоятельности. Степень успешности социальной адаптации детей с ЗПР в ДОУ определяется: совпадением домашнего режима с режимом детского сада, влиянием структуры семьи и типа семейного воспитания, нарушением в семейном воспитании, существованием конфликтов в семье, влиянием личностных особенностей самих родителей.
Ключевые слова: семья, социально-психологическая адаптация, задержка психического развития, сенситивные периоды, ролевое поведение, социализация.
In the article the role of family in the social adaptation of the children with a delay of mental development of younger children of preschool age to the conditions of preschool institution is opened. Functions of the family in the upbringing of the child with a delay of mental development: dominant influence to the child during the imprinting period, transmission of knowledge,personal maturitu, demonstration of the role model, help in socialization, are detached. Influence of the family on the social adaptation of the children with a delay of mental development to the conditions of preschool institution from the position of affection for mother, individual peculiarities of children in the sphere of communication, habits, experiences of independence are regarded. Success of adaptation of the children with a delay of mental development of preschool age to the conditions of preschool institution depends on coincidence of the diet at home and at preschool institution; influence of the structure of family and the tipe of family education; violation in the family education; conflicts in the family; personal peculiarities of grownups.
Keywords: family, social and psychological adaptation, delay of mental development,.imprinting period, role model, socialization.
Институт семьи за последние десятилетия претерпевает серьезные изменения: падение рождаемости, рост числа разводов, неполных семей, рост числа асоциальных семей, не желающих воспитывать своих детей, особенно с патологиями. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению семьи и семейного воспитания.
Р. Бернс, В. Титаренко отмечают, что доминирующее влияние семьи приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействия. Ранний и младший дошкольный возраст, в котором ребенка определяют в ДОУ приходится на импринтинговый пик детства. В этот сложный, особенно для ребенка с психофизическими отклонениями, период на семью накладывается необходимость взятия на себя наравне с передачей знаний; развитием личности ребенка; передачей ролевого поведения, функции по социализации и социальной адаптации детей, к чему родители зачастую бывают не готовы[9]. Многие родители отмечают нарушения в поведении, привычках, предпочтениях и потребностях детей при их переходе в новые условия ДОУ, что объясняют во многом «влиянием внешних обстоятельств». Наблюдения Аксариной Н.М. указывают, что нарушения у детей чаще вызываются «резкой переменой привычных для детей приемов воспитания» со стороны родителей, которую они не замечаютхъ[4].
Анализ литературы показал, что влияние семьи и семейного воспитания на социально-психологическую адаптацию к условиям ДОУ рассматривается со следующих позиций:
— уровня привязанности к матери [1];
— индивидуальных особенностей детей в сфере общения [3]
— сложившихся привычек [15]
— сформированности навыков самостоятельности [12] и др.
Рассмотрим их подробнее. Ряд авторов называет уровень привязанности к матери одним из главных факторов, определяющих течение адаптационнго процесса. По мнению Р.В. Тонковой-Ямпольской, подвижность нервных процессов в раннем возрасте невелика, что усугубляется трудностью в перестройке восприятия окружающего.
По мнению ряда исследователей, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. «Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад определяет характер его адаптации. Чем уже круг общения ребенка до поступления в учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с преподавателями и со сверстниками» [2].
По Н.Д. Ватутиной, отсутствие опыта общения со взрослыми и детьми является основной причиной затруднений при адаптации детей с ЗПР в детском саду. Автор отмечает, что в зависимости от того, какое общение предпочитает ребенок (эмоциональное или деловое), его необходимо отнести к той или иной группе и, соответственно, методы и приемы общения преподавателя с ним будут различными. По мнению Д. Ватутиной, хорошо, если у ребенка раннего возраста на момент поступления в дошкольное учреждение уже сформированы навыки делового общения, «тогда и течение и тяжесть адаптации будут легче»[6].
Анализ литературы позволяет говорить о сложившихся у ребенка с ЗПР на момент поступления в детский сад привычках, как одном из факторов адаптации к ДОУ. Этот фактор анализируется с обеих сторон: качества сформированности у ребенка культурно-гигиенические навыков и привычек, с одной стороны и наличия «вредных» привычек (сосания материнской груди, соски, бутылочки, укачивания на руках при засыпании и т.д.). Н.Д. Ватутина отмечает, что под влиянием сложившихся привычек, поведение ребенка приобретает индивидуальный характер. «Отсутствие информированности о привычках ребенка, значительно осложняет работу педагога, его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата» [16]. По мнению С. Теплюк, ломка устойчивых стереотипов приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей [5].
Ряд авторов анализируют сформированность навыков самостоятельности у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста, впервые устраивающихся в дошкольное учреждение. [8]. Исследователями отмечается важность развития самостоятельности для хорошего самочувствия ребенка и установления контактов со взрослыми и другими детьми в детском саду. С. Теплюк отмечает, что ребенок с ЗПР не умеющий есть, одеваться и раздеваться в детском саду будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что отрицательно скажется на самочувствии. «Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет отвлечься от переживаний, сгладить остроту отрицательных эмоций.Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками» [13].
Анализ литературы показал, что исследователями большое внимание уделяется анализу предшествующих новой среде ДОУ условий жизни ребенка [10]. Под ними исследователи понимают различия в воспитании детей в семье. По Н.М. Аксариной, нарушения в поведении детей при переходе в новые условия объясняются, чаще резкой переменой привычных для детей приемов воспитания.
Ряд авторов рассматривают предшествующие условия воспитания, в основном, со стороны совпадения домашнего режима с режимом ДОУ. Авторы указывают, что «ломка устойчивых стереотипов кормления и укладывания спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей» .
Другие исследователи упоминают о влиянии структуры семьи (наличие детей, бабушек и дедушек в семье), типа семейного воспитания на адаптацию детей к ДОУ. Ряд авторов подчеркивает, что в семьях, где «имеется несколько детей и наряду с родителями в воспитании участвуют бабушки и дедушки, у дошкольника с ЗПР существует больше возможностей для приобретения разнообразного опыта общения с окружающими и формирования таких качеств, необходимых при общении, как умение посочувствовать другому, отсутствие агрессивности» .
По мнению Т.А. Репиной расширенная структура семьи будет способствовать формированию качеств, помогающих ребенку с ЗПР адаптироваться к условиям дошкольного учреждения [7].
Влияние семейного воспитания на адаптацию детей с ЗПР рассматривается с позиции нарушений в семейных взаимоотношениях. Авторы указывают на них как на один из факторов, осложняющих течение процесса адаптации. []. По А.И. Захарову, тяжело адаптируются дети с ЗПР, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за количества страхов, неуверенности в себе, общей эмоциональной неустойчивости. А.Е. Личко, В.Н. Посысоев, Э. Г. Эйдемиллер и др. отмечают, что неправильные типы воспитания (гипо- и гиперопека, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность), не способствуют формированию у ребенка таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, навыки делового общения, тем самым снижают его адаптационные возможности.
В литературе указывается на конфликты в семье, «невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола», осложняющие адаптацию в новом социуме [11].
Некоторыми авторами рассматриваются личностные особенности самих родителей в качестве фактора, влияющего на «привыкание» к детскому саду. «Существенной причиной затруднений адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе» [14].
По А.И. Захарову, непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет адаптацию в дошкольном учреждении.
Итак, влияние семейного воспитания на адаптацию к ДОУ рассматривается психологами с различных позиций:
— совпадения домашнего режима с режимом детского сада,
— влияния структуры семьи и типа семейного воспитания,
— нарушений в семейном воспитании,
— существования конфликтов в семье, «невротизирующих детей и создающих нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола»,
— влияния личностных особенностей самих родителей.
Важно отметить, что особенно негативное значение для адаптации детей с ЗПР младшего дошкольного возраста приобретают нарушения в семейном воспитании и конфликты в семье.
Литература.
1. Адеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии.– 1997.– №4.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.– М.; 1997.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.– М.: ЦГЛ, 2003.
4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии.– 1989.– №1.
5. Белкина Л.В. Адапация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина.– Воронеж: Учитель, 2004.– 236 с.
6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.
7. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. М. Щелованова.– М.: 1955.
8. Гуров В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей.– М.; 2003.
9. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 2005.– 191 с.
11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.– СПб.: Союз, 1997.
12. Искользкая Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии.– 1995.– №6.
13. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.– М.: Айрис–Пресс, 2005.– 112 с.
14. Макшенцева Л.В. Преодоление дезадаптации младших дошкольников в детском саду // Психолог в детском саду.– 2004.– №1 – с.24–48.
15. Печора К.Л. Развитее и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.– М.: Изд. Скрипторий, 2003, 2006.– 96 с.
16. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Танковой–Ямпольской.– М.: Медицина, 1980.