Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Развитие связной речи

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь «вбирает» в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороной, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, и наоборот — совершенствуя речь, учится мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет и важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Успеваемость детей в школе, так же во многом зависит от уровня развития связной речи.  Грамотно, логично изложить материал при устном ответе на уроке (по истории, географии, биологии и др. предметам), написании контрольной работы, сочинения, эссе  требует от школьника достаточно высокого уровня владения связной речью. А получение положительных оценок за свою работу вызывает у ученика не только интерес к процессу обучения, но и уверенность в себе — он пользуется уважением и любовью учителей и сверстников (что очень важно в подростковом возрасте).  Аттестат с высокими оценками дает возможность поступить в престижный вуз.

От развития уровня связной речи зависит и дальнейшая судьба ребенкаего карьера. Собеседование – важный этап отбора при поступлении на хорошую работу, и от того, какое впечатление сможет произвести человек беседуя с работодателем, зависит будет он принят на желаемую должность или нет.

Таки образом, важно еще в дошкольном детстве рассматривать развитие связной выразительной речи, как существенное звено воспитания культуры речи, и как фундамент, на который будет опираться все последующие развитие речевой культуры.

При работе по развитию связной речи специалисты используют следующие задания и упражнения:

1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.

Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

4. Составление рассказа-повествования.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

5. Составление рассказов-описаний.

Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

6. Рассуждение.

У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

7. Пересказ текстов.

К обучению детей пересказу  переходят тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

8.Разучивание стихотворений.

При выборе материала, прежде всего, обращаются к народному творчеству, используются народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

9. И другие

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

С УВАЖЕНИЕМ, СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРА «ЛОГОС»