Колгашкина Е.В.
Учитель-логопед
1. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ЗПР является использование наглядного моделирования.
2. Моделирование — представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
3. Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).
4. В коррекционно-развивающем обучении с детьми мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Далее мы более подробно остановимся на применении наглядных моделей в работе по развитию речи с детьми с ЗПР.
5. 6. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. Первое, где мы начинаем использовать модели — это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. В работе с детьми с ЗПР мы сначала используем игрушки или яркие красочные картинки, затем, в старших группах можно применять более схематичные изображения.
7. Широкое распространение имеет применение моделей артикуляции звуков. Для этого используются различные схемы и графические изображения. Изд-во ГНОМ, 2008 год.
8. Иванова Елена Александровна предлагает систематизированную программу по формированию произносительных навыков у детей с нарушениями слуха. Эта работа интересна нам тем, что автор предлагает использовать условные знаки-символы, обозначающие основные моменты артикуляции звуков («физиологический образ»).
9. На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с использованием мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.
10. ЛЕКСИКА. При изучении лексики мы применяем различные опорные картинки, которые позволяют детям лучше и быстрее запомнить те или иные понятия.
Например, атрибутивная лексика может быть представлена в виде следующих изображений….
11. Дальше мы рассмотрим предикативную лексику. Она может быть представлена в виде следующих изображений.
Сначала мы изучаем отдельно каждую опорную картинку. Дети должны усвоить и запомнить, что она обозначает. Особое внимание мы уделяем символическому изображению глаголов. Перед тем как приступить к играм, необходимо познакомить детей с символами, которые во многих случаях могут обозначать 2-3 слова (рука – трогать, брать, держать; кран – мыть, стирать, полоскать, поливать).
Дальше составляем словосочетания, например: пушистый кот, тяжелая сумка и т.д. затем работаем над предложениями: мальчик идет. Девочка рисует. Постепенно добавляем другие части речи: Девочка шьет (платье, легкое, зеленое).
12. ГРАММАТИКА. Усвоению навыков словообразования помогают разнообразные пиктограммы. Они позволяют отрабатывать следующие словообразовательные модели: уменьшительно-ласкательные суффиксы, образование единственного и множественного числа, образование притяжательных прилагательных.
Работа с пиктограммами способствует развитию у ребенка ощущения системного устройства языка.
13. Детей младшего дошкольного возраста мы знакомим с простыми предлогами (в, на, за, под) с помощью предметных картинок или используя наглядные пособия в виде макета. Для детей старшего дошкольного возраста уместно схематичное изображение.
14. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Широкое применение метод наглядного моделирования получил в работе над связной речью. В младших группах мы начинаем с составления простейшего описательного рассказа. В этом нам помогают опорные картинки. Работа строится следующим образом: сначала педагог знакомит детей символическим изображением необходимых слов (пушистый, холодный, мокрый и т.д.). Эта работа может проводиться и вместе с детьми (при условии, что уровень речевого развития детей позволяет это сделать). Постепенно дети запоминают опорные картинки и составляют небольшие рассказы описания.
В средних и старших группах при составлении описательного рассказа мы используем таблицы со схематичными изображениями. Дети запоминают последовательность рассказа.
15. Рассказы-описания. Н.Э. Теремкова
16. В старших и подготовительных группах на занятиях по развитию речи мы используем специально разработанные схемы для составления описательных рассказов (Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках»).
Эти схемы в рисованном виде предоставляют ребенку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Первая ячейка схемы — знак вопроса: ребенок называет предмет, во второй ячейке обозначены обобщающие понятия, далее рассматриваются части предмета, его внешние характеристики, место обитания животного, способы использования и т.д. Такие схемы составляются отдельно для каждой лексической темы и в ее рамках являются универсальными для любого предмета.
Следует отметить, что старшим дошкольникам с ЗПР вполне доступна работа по данным схемам, однако практика показала, что детям данной категории требуется больше времени для знакомства и запоминания каждой отдельной схемы. В дальнейшем дети самостоятельно составляют рассказы, используя опорные картинки.
17. Во время формирования у ребенка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.
1. Кто это?
2. Какие у него есть части тела?
3. Домашнее это животное или дикое? Если дикое, то где живет?
4. Как называется его дом?
5. Чем питается (травоядное или хищное)?
6. Как называют детенышей этого животного?
7. Как животное подает голос?
8. Какую пользу приносит?
18. Работа проводится с использованием следующих игр.
«Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном — домашнем или диком, в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».
«Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, изображенного на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.
Другой вариант работы с опорными схемами — игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены игрушки или картинки с изображением животных. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
19. Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание сказки – память и мышление.