Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.

Колгашкина Е.В.

учитель-логопед, г. Ярославль

 

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Общение со сверстниками занимает ведущую роль в разви­тии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравствен­ных задатков. Ребенок трех лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, дает им советы. Дети в этом возрасте уже могут делиться игрушками, угощать друзей без подсказки взрослых, помогать друг другу. Избирательность по отношению к другим выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности.

Детям необходимо общество сверстников не только для со­вместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как склады­ваются их отношения с друзьями.

Возникает вопрос: какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т.д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

В старшем дошкольном возрасте формирование продуктивного взаимодействия между детьми – не менее актуальная задача.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, или же ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д.

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

  1. Диалоговые, коммуникативные навыки:

—         вербальные (умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)

—         невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

  1. Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Какие основные направления работы можно выделить в рамках формирования социально-коммуникативных навыков?:

—         учить детей грамотному построению речевого высказывания;

—         развивать связную монологическую речь;

—         развивать диалогическую форму речи;

—         формировать коммуникативные навыки;

—         учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);

—         познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;

—         обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;

—         оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Важным направлением работы по развитию навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом, является формирование дружеских чувств, стремления налаживать хорошие отношения с товарищами, умения понимать сверстников, взаимодействовать сними. Представленный конспект открытого занятия отражает работу педагога именно в этом направлении. На данном занятии дети совместно с педагогом строят Дом Дружбы, учатся говорить друг другу комплименты, находят друзей среди сказочных героев, знакомятся с пословицей о дружбе.

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Дом дружбы».

 

Программное содержание:

 

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков.

Общеобразовательные задачи:

—         формировать у детей представления о понятиях «друг», «дружба», «дружить»;

—         познакомить детей с пословицей «Дерево сильно своими корнями, а человек – друзьями;

—         формировать социально-коммуникативные качества: сотрудничество, сплоченность;

Речевые и коррекционные задачи:

—         активизировать словарь прилагательных за счет подбора слов-признаков;

—         продолжать учить образовывать однокоренные слова;

—         продолжать учить называть предмет и его части;

—         совершенствовать диалогическую форму речи;

—         продолжать учить составлять сложные распространенные предложения;

—         развивать словесно-логическое мышление;

—         развивать координацию речи с движением;

Воспитательные задачи:

—         закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

—         воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и своих товарищей, при ответах не перебивать друг друга;

—         учить детей проявлять инициативу при решении поставленной задачи.

Необходимое оборудование:

—         письмо от Шапокляк,

—         видеокассета,

—         «кирпичи»=крупный конструктор «Строитель»,

—         песня про дружбу,

—         игрушки – сказочные персонажи (положительные 5 и отрицательные 2),

—         трон;

—         дерево со словом «дружба»;

—         1 дерево с недорисованными корнями (формат А4)


Ход занятия:

 

I. Оргмомент. В детский сад пришло письмо. 3 мин.

 

Логопед: Ребята, кто нам прислал письмо?

Дети: Шапокляк.

Логопед: правильно. Шапокляк пишет: Дети, расскажите, что такое дружба и как найти настоящих друзей.

Логопед:  поможем мы старухе Шапокляк! Чтобы она поняла, что такое дружба, я предлагаю вам построить Дом Дружбы, все снять на видеокамеру, а потом послать кассету Шапокляк!

Дети: да…

Логопед: посмотрите, хорошие герои уже начали строить Дом Дружбы, а вот плохие – раскидали все кирпичи. Чтобы их собрать нам надо выполнить много заданий. Начнем.

II. Беседа о дружбе.  5 мин.

Логопед: Сначала нам нужно рассказать о дружбе.

—         Скажите, какой, по-вашему, настоящий друг?

—         Что значит дружить?

—         Какие хорошие поступки мы совершаем для своих друзей?

—         Что нужно делать, для того, чтобы друзей было больше?

III. Д/и «Жить без друга». 3 мин.

 

Логопед: Молодцы ребята. А теперь послушайте. Я буду начинать предложение – а вы должны его повторить и закончить.

—         Жить без друга неинтересно, потому что …

—         Жить без друга грустно, потому что …

—         Жить без друга скучно, потому что …

—         Жить без друга плохо, потому что …

—         Жить без друга невозможно, потому что …

Молодцы. Вы, оказывается, много знаете о дружбе. Теперь, я думаю, мы можем начинать строительство нашего Дома Дружбы. 6 кирпичей

 

Логопед и дети начинают «стройку» — кладут по одному кирпичу на обозначенное место (фундамент). Под музыку.

 

IV. Д/и «Найди друга». 5-6 мин.

Логопед: Хорошо, посмотрите, наш дом стал немного выше. А вот и следующее задание.

Логопед и дети подходят к столу, на котором лежат картинки (игрушки), изображающие сказочных героев: Кот в сапогах, Красная Шапочка, Незнайка, Буратино, Карабас-Барабас, Шапокляк и т.д.

Логопед: Ребята, кого вы видите перед собой?

Дети: … сказочных героев.

Логопед: посмотрите на них внимательно и подумайте, кого из них вы бы выбрали себе в друзья?

Дети думают.

Логопед: Алеша, выбери себе друга. Почему ты выбрал именно … ? (каждому)

(возможно, отрицательные персонажи останутся невыбранными; тогда логопед говорит: представьте, что есть только отрицательные герои. Что вы выберете – остаться одному или подружиться с кем-нибудь из них? А как можно с ними подружиться? Их надо научить быть добрыми, не совершать плохих поступков).

Логопед: посмотрите, как много теперь у вас друзей. Давайте их поселим в наш Дом Дружбы. Пока мы будем строить Дом они тоже подружатся между собой.

Дети кладут в Дом сказочных персонажей.

Логопед: А теперь возьмем по кирпичу и будем строить Дом дальше.

 

Под музыку дети берут по кирпичику, строят дом. 6 кирпичей

V. Д/и «Трон дружбы».  5 мин.

Логопед: Мы уже рассказали Шапокляк, что такое дружба, объяснили, почему без друзей плохо, нашли себе друзей среди сказочных персонажей.

А вот и следующее задание от плохих героев, которые раскидали кирпичи.

Посмотрите, это Трон Дружбы. Сейчас вы по очереди будете садиться на него, а ваши товарищи будут говорить вам приятные слова. Садись, Кирилл.

Ребята, давайте скажем, какой Кирилл, чтобы ему было приятно.

Дети: Кирилл, ты добрый (умный, красивый, хороший, смелый и т.д.)

Логопед: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь друг к другу! Это значит, что дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы!

Отлично справились с заданием. Мы можем продолжать стройку.

 

Под музыку дети берут кирпичи и строят Дом дальше. 6 кирпичей

VI. Подвижная игра «Хоровод друзей» 3 мин.

Логопед: А сейчас ребята, давайте поиграем в игру «Хоровод друзей», которую вы хорошо знаете. Вставайте в маленький кружочек так, чтобы ваши плечики касались плеч ваших соседей, возьмитесь за руки. Слушайте слова стихотворения и повторяйте за мной движения.

 

Дружат дети всей Земли.

 

Шире круг, шире круг, Музыка зовет Круг детей постепенно становится шире
Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! хоровод начинает движение. Дети останавливаются, расцепляют руки.
Дружат птицы в вышине, Имитируют движения крыльев птиц
Дружат рыбы в глубине, Складывают ладони вместе, имитируя плавные ритмичные движения рыб.
Дружит с небом океан, Поднимают руки вверх, затем опускают и приседают.
Дружат дети разных стран. Берутся за руки.
Дружат солнце и весна, Поднимают сцепленные руки вверх,
Дружат звезды и луна. ритмично покачиваются вправо-влево. Опускают руки.
Дружат в море корабли, Складывают ладони «лодочкой».
Дружат дети всей Земли. Берутся за руки, улыбаются друг другу.

Звучит музыка.

Логопед: Молодцы, ребята.

VII. Д/и «Семья слов». 3 мин.

 

Логопед: Смотрите, ребята, какое волшебное дерево. Посмотрите, на нем что-то написано. Кто прочитает?

Дети: дружба.

Логопед: Правильно. А вы знаете, у слова «дружба» есть слова-родственники. Давайте подумаем и назовем их. Например, дружба – дружить.

Дети: дружить, подружка, дружок, дружочек, дружелюбный, дружище, дружеский.

Логопед: Молодцы! Справились и с этим заданием!

VIII. Рисование «Дерево дружбы». 4 мин.

Логопед: Ребята, обратите внимание на дерево. Что есть у дерева?

Дети: У дерева есть ветви, листья, корни.

Логопед: Верно. Послушайте пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Это значит, что дерево будет расти хорошо, будет сильным и могучим, если у него много корней. А человеку хорошо, когда у него много … друзей.

Посмотрите, герои, которые раскидали кирпичи, нарисовали рисунок. Что это?

Дети: дерево.

Логопед: Правильно. Но, кажется, у этого дерева чего-то не хватает.

Дети: у дерева нет корней.

Логопед: Правильно. Дорисуйте к этому дереву столько корней, сколько хотели бы иметь друзей.

 

Какие же вы молодцы. И с этим заданием справились! У нас еще остались кирпичи. Давайте их соберем, продолжайте стройку. И дерево посадим около нашего Дома Дружбы. 6 кирпичей

 

IX. Итог.

Логопед: Посмотрите, ребята, наш Дом изменился! В начале он был какой?

Дети: маленький, низкий, невысокий.

Логопед: а теперь каким стал?

Дети: большим, высоким, красивым.

Логопед: Правильно! Давайте заканчивать строительство. Вот крыша. Давайте все вместе, дружно поставим крышу.

Ну вот мы с вами и построили Дом Дружбы. Как вы думаете, когда Шапокляк посмотрит наше занятие, она поймет, что значит дружить? А вы поняли?