Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малышей не уменьшается.
Нарушение звукопризношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Развитие произносительной стороны речи берет начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К 2 годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К 3 годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К 4 годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура многосложных слов. К 5-6 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызвать его призван специалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы искажения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточностей.
При устранении недостатков в произношении того или иного звука логопед придерживался строгой последовательности этапов логопедической работы:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
Развитие фонематического восприятия осуществляется на самых первых этапах логопедической работы и проводится в игровой форме. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже освоенных ребенком, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, первый этап может быть исключен.
2. Артикуляционная гимнастика — система общих артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед выбирает из всех артикуляционных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.
3. Постановка звука.
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами:
Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, сто в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
Третий способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
4. Автоматизация звука (в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах, связных высказываниях).
К автоматизации поставленного звука логопед переходит тогда, когда ребенок произносит звук изолированно правильно и четко при продолжительном или многократном его повторении.
Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (как и для дифференциации) содержит максимальное количество закрепляемых звуков.
Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слогов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картинок и, наконец, к свободному речевому общению.
Примерный перечень речевого материала для автоматизации звука С:
са-со-су-сы со-су-сы-са су-сы-са-со сы-са-со-су
ас-ос-ус-ыс ос-ус-ыс-ас ус-ыс-ас-ос ыс-ас-ос-ус
ста-сто-сту-сты аск-оск-уск-ыск апс-опс-упс-ыпс
сто-сту-сты-ста оск-уск-ыск-аск опс-упс-ыпс-апс
сту-сты-ста-сто уск-ыск-аск-оск упс-ыпс-апс-опс
сты-ста-сто-сту ыск-аск-оск-уск ыпс-апс-опс-упс
а) сад сын сок б) оса усы
сани сыпать сода носок несут
сапоги сыт совы посадка осы
самокат сынок сом квасок косуха
самоход сыпь сон
в) бас квас нос г) каска тиски
вас погас поднос маска носки
нас ананас покос киска тоска
пас компас космос миска доска
д) стая ступня е) паста восток ж) наст
стадо студень баста тесно мост
станок стыд капуста опасный аист
стакан стык доставка оспа август
стадион снова пастух успех диск
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У сони сумка. В сумке у Сони посуда и т.д.
Са-са-са – Соня идет в сад, Ас-ас-ас – покупаем ананас,
Са-са-са – в саду оса, Ас-ас-ас – какой вкусный ананас,
Со-со-со – оса пьет сок, Ос-ос-ос – в саду много ос,
Су-су-су – Соня видит осу, Ас-ас-ас- съедят осы ананас,
Сы-сы-сы- у осы усы, Ус-ус-ус- у ананаса дикий вкус,
Сы-сы-сы – в саду нет осы, Ис-ис-ис – ананас ест Денис.
Киска, киска, где твоя миска? На кокосы, на кокосы
Ест киска суп из миски. Налетели мы, как осы,
Сыта киска, пуста миска. А кокосы высоко,
Высоко и далеко.
Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне высокий сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасный (ананасовый) сок. Вкусный обед у Сони и Сани.
5. Дифференциация формируемого звука и смешиваемого звука в произношении.
В чем заключается необходимость этого этапа?
Часто уже в процессе работы над звуком специалист сталкивается с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук, где надо, и где не надо:
— по типу замен (коСка вместо коШка, и наоборот);
— по типу оглушения или озвончения (ФареШка вместо ВареЖка, Гошка вместо Кошка)
Поэтому целью данного этапа является отдифферинцировать поставленный звук от смешиваемого звука.
- 6. Введение звука в связную речь
На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желательны, но и необходимы!