Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков.
Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» — «люк», «сам» — «сям».
Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение.
Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения:
сигматизм — дефект произношения свистящих и шипящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ш, Ж)
ротацизм — дефект произношения звуков [Р], [Р’];
ламбдацизм — дефект произношения звуков [Л], [Л’];
каппацизм — дефект произношения звуков [К], [К’];
гаммацизм — дефект произношения звуков [Г], [Г’];
хитизм — дефект произношения звуков [Х], [Х’];
йотацизм — дефект произношения звука [j](йот).
Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп.
Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»: парасигматизм и т.д.