Автор-составитель: учитель-логопед
Колгашкина Екатерина Валериевна
Программное содержание
Цель: Автоматизация звука [Ш].
Общеобразовательные задачи:
— уточнить в активном словарном запасе детей обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»;
— познакомить с некоторыми тканями;
— расширить словарный запас детей за счет многозначного слова «иголка».
Речевые и коррекционные задачи:
— автоматизировать звук Ш в прямых слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах;
— развивать фонематический слух;
— продолжать учить дифференцировать одежду, обувь и головные уборы;
— продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
— продолжать учить согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
— продолжать учить детей правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
— развивать координацию речи с движением;
— развивать связную речь
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и своих товарищей, при ответах не перебивать друг друга;
Необходимое оборудование:
— музыкальное вступление к мультфильму «Смешарики»;
— домик Нюши;
— мягкая игрушка Нюша;
— шкаф для одежды
— предметные картинки: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки)
— реквизит: подушка с солнышком, шапка с мышкой, шарф с лягушкой, рубашка с мишкой, шуба с кошкой;
— плюшевый мишка и одежда к нему: штанишки, рубашка, шубка, шапка, шарф, варежки.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному мультипликационному герою. А из какого мультфильма наш герой вы узнаете, послушав музыку.
Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
Логопед: из какого мультфильма эта музыка?
Дети: из «Смешариков»!
Логопед: правильно. А отправимся мы с вами в гости к Нюше.
II. Дидактическая игра «Эхо».
Логопед: По дороге предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду говорить фразу, а вы – повторять последний слог.
Логопед: Нас ждет НюША
Дети: ша
Логопед: Мы идем к НюШЕ
Дети: ше
Логопед: Мы увидим НюШУ
Дети: шу
Логопед: Мы будем играть с НюШЕЙ
Дети: шей.
Логопед: Молодцы.
III. Дидактическая игра «Наведи порядок».
Логопед: А вот и Нюшин домик.
Логопед: Нюша очень рада вас видеть. Посмотрите, она купила новый шкаф и хочет убрать туда вещи, в названиях которых есть ее любимый звук Ш. Выберите те вещи, которые мы будем вешать в шкаф.
Дети выбирают вещи: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки).
Нужные вещи складывают на один поднос, ненужные – на другой.
Логопед: все правильно. Теперь давайте разложим вещи по местам: головные уборы – на верхнюю полку в шкафу, одежду повесим на вешалки, а обувь поставим на нижнюю полку.
1-й ребенок: Рубашка – это одежда. Я повешу ее в шкаф.
2-й ребенок: Шуба – это одежда. Я повешу их в шкаф.
3-й ребенок: Шапка это головной убор. Я положу ее на верхнюю полку.
4-й ребенок: Босоножки – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.
5-й ребенок: Галоши – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.
Логопед: ребята, какие вы молодцы! Помогли Нюше. А почему вы не убрали в шкаф халат (носки, тапки)?
Дети: в этом слове нет звука Ш.
IV. Дидактическая игра «Нюшина вышивка».
Логопед: молодцы, ребята! Посмотрите, Нюша занялась вышиванием. Знаете, что такое вышивание? Это рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами.
Она покажет вам свои работы. А вы скажете, что Нюша вышила и где, например: Нюша вышила ландыш на джемпере.
1-й ребенок: Нюша вышила мышку на шапке.
2-й ребенок: Нюша вышила кошку на шубе.
3-й ребенок: Нюша вышила лягушку на шарфе.
4-й ребенок: Нюша вышила мишку на рубашке.
5-й ребенок: Нюша вышила солнышко на подушке
Логопед: Ребята, посмотрите, наволочка на подушке у Нюши испачкалась! А мы с вами знаем, что надо делать с грязной одеждой и даже можем это показать!
V. Физкультминутка.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко
Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится
Мы попляшем и покружимся.
VI. Нюша шьет себе одежду.
Логопед: Нюша любит не только вышивать. Она еще шьет себе одежду. Посмотрите, какие у нее есть ткани.
Дети рассматривают и называют ткани.
Логопед: Нюша сошьет себе шубу из меха. Какая будет шуба у Нюши?
1-й ребенок: У Нюши будет меховая шуба.
Логопед: Нюша сошьет себе сарафан из шелка. Какой будет сарафан у Нюши?
2-й ребенок: У Нюши будет шелковый сарафан.
Логопед: Нюша сошьет себе платье из шерсти. Какое будет платье у Нюши?
3-й ребенок: У Нюши будет шерстяное платье.
Логопед: Нюша сошьет себе перчатки из кожи. Какие будут перчатки у Нюши?
4-й ребенок: У Нюши будут кожаные перчатки.
Логопед: Нюша сошьет себе рубашку из ситца. Какая будет рубашка у Нюши?
5-й ребенок: У Нюши будет ситцевая рубашка.
VII. Ознакомление с многозначным словом «иголка».
Логопед: ребята, для того, чтобы сшить одежду, нужна иголка. Какие еще иглы вы знаете?
Дети: Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
Логопед: Чем похожи все иголки?
Дети: Они острые, тонкие, колючие
Логопед: Какой иглой мы шьем и вышиваем?
Дети: Швейной.
Логопед: Что шьют швейной иглой?
Дети: Одежду.
Логопед: Что делают медицинской иглой?
Дети: Укол.
VIII. Дидактическая игра «Оденем мишку на прогулку».
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад, у вас скоро прогулка. Возьмем на прогулку Нюшу и ее любимого плюшевого мишку. Помогите мишке одеться.
Дети последовательно подбирают Мишке одежду. По возможности рассказывают стихотворение.
1-й ребенок:
Штанишки. Хороши штанишки у Нашего малышки – Что за кармашки, Ремешки да пряжки! |
3-й ребенок:
Шубка. Теплую шубку Наденем на Мишутку. В шубе наш малышка, Как медвежонок Мишка! |
5-й ребенок:
Шарф. Для Мишутки-малыша Вяжет Маша теплый шарф, Шарф на шею он повяжет И «спасибо» Маше скажет.
|
2-й ребенок:
Рубашка. На Мишиной рубашке Вышиты ромашки, Вышиты ромашки, Ландыши да «кашки» |
4-й ребенок:
Шапка. У шапки-ушанки Шнурочки на ушках, Чтоб кверху завязывать Шапкины ушки. |
Варежки.
Вяжет Мише бабушка Тепленькие варежки, Чтобы греть ладошки Мишутке-крошке. |