Конспект индивидуального занятия на тему:
«Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»
Автор-составитель: учитель-логопед
Колгашкина Екатерина Валериевна
Программное содержание
Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.
Задачи:
— совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
— закреплять правильную артикуляцию звуков С и Ш;
— автоматизировать звуки С, Ш в изолированном произношении, слогах и словах;
— учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
— развивать фонематический слух;
— развивать навыки звукового анализа: учить определять наличие звука в слове;
— активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», продолжать учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы;
— продолжать учить изменять существительные по падежам.
—
Оборудование:
— игрушка Степашка;
— карточки со звуками С и Ш (вода и змея);
— волшебное письмо;
— зимний лес со следами (9 следов);
— игрушки или картинки Совы и Мишки;
— снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты;
— картинки для сказки.
Ход занятия
1. Оргмомент. У нас в гостях Степашка.
Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы?
Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.
2. Д/и «Поймай звук».
Сначала поиграем в игру «Поймай звук»: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей..
А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш
З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш
Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са
Оп – ор – ош – ом – ос – ок – ос – ош
Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.
3. Степашка подготовил стихи. Он просить исправить ошибки.
Вместо обуви машины
На колесах носят Сыны.
Дает концерт среди ветвей
Певец весенний – Шоловей.
Ртом большим поймала мушку
И заквакала лягуСка.
Кто протянет к нам в оконце
Теплый лучик? Это – Шолнце.
Четыре ушка и два брюшка
Имеет мягкая подуСка.
4. Артикуляция звуков С и Ш.
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!
Сделаем из языка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш как шелк шуршал!
5. Д/и «Волшебное письмо».
Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.
↑ ↓ ↑ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓
6. Д/и «Следы на снегу».
Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова: карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС, камыШ и т.д.
7. Д/и «Эхо».
Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог: Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.
8. Д/и «Не ошибись»
Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!»
Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос — шус
9. Д/и «Снежинки».
Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове.
На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.
10. Степашкина сказка.
Как хорошо провел время Степашка в лесу. Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Степашка их получше запомнил.
Жили-были, поживали,
Никаких забот не знали …
Собака, кошка.
Скучно было им без дела.
Тут-то к ним и прискакал …
Снеговик.
Он принес им приглашенье
На веселый День рождения (кого?)
Лисы, лягушки.
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды …
Сарафан, сапоги, шарф, шапку.
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки…
Шарик, сумку, самовар, шубку.
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили …
На самолете, на машине
Именинница встречала
И подружек угощала …
Салатом, сыром, шоколадом, соком,
Сахаром, грушей, кашей, петрушкой
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли…
Скрипочки, гармошки.
Начались тут песни, пляски…
Жаль, пришел конец всей сказке.
11. Итог.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить.