Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Комплексное обследование речи соответственно возрасту

Для постановки правильного логопедического заключения и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка (взрослого), а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо проведение комплексного обследование речи, невербальных процессов, общей и мелкой моторики ребенка (взрослого)  соответственно возрасту.

Обследование  условно можно разделить на несколько этапов:

  1. 1. Ориентировочный – включает опрос родителей, вводную беседу с ребенком (взрослым), изучение  его медицинской карты.

Из медицинской карты логопед получает сведения о состоянии физического слуха, зрения, интеллекта  ребенка (взрослого) и др.

В предварительной беседе с родителями логопед выясняет, в какой семье воспитывается ребенок, посещает ли детский сад, благополучно ли речевое окружение, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии (плохое понимание речи, неумение пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами,  ошибки в звукопроизношении), также узнает о раннем речевом развитии ребенка (когда появились первые слова, предложения, развернутая фраза).

Первые впечатления о речи ребенка (взрослого) логопед получает, беседуя с ним. Вопросы подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Прежде всего, вопросы направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке (взрослом), о его семье, детском саде (школе, работе), товарищах, игрушках и т.д.).

В процессе беседы выявляется, как быстро ребенок (взрослый) вступает в контакт, понимает обращенную к нему речь, есть ли у него простая фразовая речь или он говорит лишь отдельными словами.

На этом этапе специалист приблизительно намечает круг процессов, подлежащих подробному обследованию (например, внимание или употребление предлогов), и исключает те, которые обследовать необязательно в силу их сохранности или возрастных особенностей.

  1. 2. Дифферинцировочный – включает отграничение первичной речевой патологии от состояний, при которых нарушение речи является вторичным, т.е. следствием сходных состояний: задержки психического развития, нарушения слуха, некоторых психических проблем и пр.
  2. 3. Диагностический – включает выполнение ребенком (взрослым) различных заданий, которые подбираются с учетом возрастных особенностей. В ходе выполнения заданий уточняется и формируется окончательное логопедическое заключение.

 

В завершение позволю себе напомнить родителям, что обследование, даже самое придирчивое и подробное, проводится, не для «вынесения приговора», а для того, чтобы, вскрыв все имеющиеся у ребенка проблемы, грамотно, системно и результативно их решить.