Симановский А.Э.
Доктор педагогических наук, завед.
кафедрой специальной (коррекционной)
педагогики ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
Климова Т.А;
Аспирант кафедры специальной (коррекционной)
педагогики ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
В статье поднимается проблема выявления гендерных особенностей социально-психологической адаптации детей с ЗПР младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Среди детей разного пола выявлены группы детей с разной степенью адаптации. Определены и проанализированы ведущие факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ЗПР 2,5-4 лет в зависимости от половой принадлежности. Выделены параметры, характеризующие гендерную специфику проявления каждого из определенных факторов, влияющих на социальную адаптацию, применительно к оценке педагогов и родителей.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, задержка психического развития, факторы адаптации, гендерные особенности социально-психологической адаптации.
In the article the problem of revealation of gender peculiarities in the social adaptation of the children with a delay of mental development of younger children of preschool age to the conditions of preschool institution is covered. Groups with different degrees of adaptation are revealed among the children of different sex. The basic factors influencing to the social adaptation of children of different sex with a delay of mental development (2,5-4 years old) are determined and analyzed. The exponents, characterizing gender peculiarities of every one factor, influencing to the social adaptation in the valuation of pedagogues and parents are separated. Keywords: social and psychological adaptation, delay of mental development, factors of adaptation, gender peculiarities in the social adaptation.
Попадая в огромный мир социальных отношений, ребенок сталкивается со сложной системой общественных требований, устоев, порядков Как правило первым «помошником» в формировании правильных ориентиров становится дошкольное учреждение. В младшем дошкольном возрасте начинает складываться личность ребенка, поэтому поступление в детский сад и характер адаптации выступают одним из ведущих факторов в ее становлении[2,3].
Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка трудности. Переломным моментом является переход из семьи в детский сад, именно в этом возрасте отрицательное значение адаптации на организм ребенка усиливается, потому что, разлучаясь с матерью он более осознанно переживает стресс со всеми его отрицательными последствиями[4,6].
Основные аспекты социально-психологической адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной – А. Адлер, Э. Берн, У.Джеймс, Г. Силье, Л. Филипс[6,9]. Было выделено, что социальная адаптация человека имеет два основных аспекта – биологический (физиологический) и психологический. В ходе исследования Н.Д. Ватутина и Т.А. Черток установили, что биологический аспект оказывает более существенное влияние на социальную адаптацию на момент поступления ребенка в ДОУ.
Несмотря на большое количество работ по исследованию факторов физиологического характера: анатомофизиологических особенностей возраста, состояния соматического здоровья, особенностей функционирования нервной системы, работоспособности, утомляемости, объема физиологических ресурсов, влиянию половых различий на течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша, особенно если у него наблюдаются своеобразное психо-физическое развитие, отклонения в интеллектуальном развитии, не уделялось должного внимания.
Необходимо учитывать, что пол ребенка влияет на его адаптацию к детскому саду (А.И.Захаров). В младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки. В период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
Таким образом, проблема гендерных особенностей социально-психологической адаптации детей с ЗПР младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения была поднята в нашем исследовании.
Актуальность проблемы состоит в том, что половые различия при адаптивном процессе оказывают существенное влияние на весь ход адаптации ребенка с ЗПР к ДОУ, но редко учитываются педагогами и психолагами при работе с детьми и очевидно требуют более пристального внимания[5].
Поэтому цель нашего исследования: выявить количественные и качественные характеристики социально-психологической адаптации мальчиков и девочек 2,5-4 лет с ЗПР к дошкольному образовательному учреждению.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Выявить группы детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптации.
2.Определить и проанализировать ведущие факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ЗПР 2,5-4 лет.
3.Выделить параметры, характеризующие специфику проявления каждого из определенных факторов, влияющих на социальную адаптацию, применительно к оценке педагогов и родителей[10].
4.Обозначить гендерные аспекты, выделенных факторов.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации детей с ЗПР 2.5 – 4 лет к дошкольному учреждению.
Предмет исследования: причины, влияющие на процесс социально-психологической адаптации детей с ЗПР 2.5 – 4 лет к дошкольному учреждению.
Методы исследования: для оценки причин, влияющих на течение и тяжесть адаптации детей 2,5 – 4 лет в ДОУ нами были разработаны две анкеты для родителей детей и педагогов образовательного учреждения.
Первая анкета: позволяет отследить характер социальной адаптации у детей с ЗПР в ДОУ; определить «отрицательные» и «положительные» стороны социальной адаптации для ребенка, сравнить состояние ребенка дома и в д/с, проанализировать особенности взаимоотношений ребенка с разными взрослыми. Анкета состоит из пяти блоков, каждый из которых включает от одного до десяти параметров для оценки испытуемыми, для чего предлагаются варианты ответов (4-1), степень понижения которых свидетельствует о меньшей выраженности параметра у данного ребенка[12].
Вторая анкета: предполагает количественную оценку наблюдаемого параметра по шкале(0-5 баллов). В анкете предлагается оценить параметры.
Анкета выявляет группы детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптации.
Для обработки эмпирических данных использовались процентильный метод, методы корреляционного и факторного анализа.
. Настоящее исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида №185; №4; №126; №78 г. Ярославля в течение 2009 года[8].
В пилотном исследовании по оценке характера социальной адаптации детей с ЗПР 2,5-4 лет, первого года пребывания в ДОУ (53 ребенка: 22 девочки и 31 мальчик), приняли участие 53 родителя и 12 педагогов.
Остановимся теперь на полученных результатах.
Итак, для выявления группы детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптации использовалась разработанная нами анкета №2. На основании полученных результатов с использованием процентильного метода тяжелая степень адаптации в ДОУ у детей с ЗПР 2,5-4 лет не выявлена ни по анкетам родителей, ни по анкетам педагогов. Средняя степень адаптации, по оценкам родителей наблюдается у25% детей, по оценкам педагогов – 20% детей с ЗПР. Наиболее выражена легкая степень социальной адаптации как у мальчиков, так и у девочек(75%-родители, 80% — педагоги).
На основании использования факторного анализа установлено, что на характер социальной адаптации оказывает влияние семи ведущих факторов[11].
Фактор 1 имеет наибольший вес (14,81%).Его положительный полюс определяется по оценкам родителей положительными полюсами переменных: состояние двигательного беспокойства(0,77),характер импульсивности(0,73), утомляемость(0,77), способность выполнять задания(0,77), перенос внимания(0,75), агрессивность в речи(0,73), а по оценкам педагогов максимальное значение положительных переменных: двигательное беспокойство(0,77) и агрессивность в речи(0,73), утомляемость(0,61). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор эмоционально-волевой лабильности.
Фактор 2(информативность 7,91%). Его положительный полюс определяется по оценкам педагогов положительными полюсами переменных: частота задачи вопросов (0,79), новые способы выполнения задания (0,79), отсутствие невротических реакций (0,72), его отрицательный полюс определяется полюсами переменных: стимулирующее влияние замечаний, неудач (-0,7), состояние звукопроизношения(-0,6), а по оценкам родителей отрицательный полюс определяется полюсом переменной состояние звукопроизношения(-0,54) Этот фактор может быть идентифицирован как фактор интереса к выполняемой деятельности (деятельностный).
Фактор 3 (информативность 6,96%)положительный полюс определятся по оценкам родителей положительными полюсами переменных: эмоциональный настрой ребенка во время ухода из ДОУ(0,58%), конфликтность с детьми(0,68%), импульсивность реакций(0,56%); тогда как по оценкам педагогов положительными полюсами переменных: раздражительность, агрессивность ребенка(0,75%), эмоциональный настрой ребенка во время ухода из ДОУ(0,53%), конфликты с другими детьми(0,66), отрицательный полюс определяется полюсом переменной желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности (-0,65). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор восприятия окружающих ( коммуникативный)
Фактор 4 (информативность 6, 98%) положительный полюс определяется по оценкам родителей положительными полюсами переменных: положительный эмоциональный настрой во время прихода в ДОУ(0,75), отсутствие снижения веса(0,78),двигательная расторможенность (0,57),отсутствие изменений со стороны желудочно-кишечного тракта в негативную сторону (0,72), по оценке педагогов: положительный эмоциональный настрой во время прихода в ДОУ(0,66), отсутствие снижения веса(0,70), двигательная расторможенность (0,59),отсутствие изменений со стороны желудочно-кишечного тракта в негативную сторону(0,76); отрицательный полюс определяется полюсом переменной благоприятное отношение к приему пищи (у родителей:-0,61; у педагогов:-0,52). Этот фактор может быть идентифицирован как психо-соматический фактор.
Фактор 5 (информативность (6,01%) положительный полюс определяется по оценкам родителей положительными полюсами переменных: вегетативная реакция(0,61), двигательная расторможенность(0,5), благоприятный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков(0,66), положительное отношение ко сну(0,63), позитивное отношение к игровой деятельности со сверстниками(0,53), спокойное отношение ребенка к уходу из детского сада(0,57).Этот фактор может быть идентифицирован как фактор адаптации к новым режимным моментам (конформности).
Фактор 6 (информативность (5,19%) положительный полюс определяется по оценкам родителей положительными полюсами переменных: отношение ребенка к расставанию с родителями(0,59); отрицательный полюс определяется полюсом переменной стимулирующее влияние замечаний и неудач (-0,53). По оценкам педагогов: импульсивность реакций(0,57), спокойствие сна(0,57),отношение ребенка к расставанию с родителями(0,76). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор уравновешенности.
Фактор 7 (информативность (4,66%) положительный полюс определяется по оценкам родителей положительными полюсами переменных: хорошее состояние аппетита(0,7), отрицательный полюс определяется полюсом переменной наличие инициативности в речи (-0,51). По оценкам педагогов положительный полюс определяется положительными полюсами переменных: проявление робости и скованности при взаимодействие(0,64) Этот фактор может быть идентифицирован как фактор напряженности.
По итогам факторного анализа данных анкет выявлены различия в процентном соотношении факторов, влияющих на социальную адаптацию детей с ЗПР младшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек (гендерные различия)[13].
Фактор эмоционально-волевой лабильности имеет наибольшую информативность для обоих полов (мальчики – 10,19%; девочки -12,77%).
Деятельностный фактор имеет информативность для мальчиков – 9,6%, тогда как для девочек – 10,28%.
Коммуникативный фактор обладает для мальчиков информативностью 8,99%,для девочек -10%.
Психо-соматический фактор выражен у мальчиков на 8,86%, у девочек на 8,63%.
Фактор конформности по информативности у мальчиков значительно ниже выражен, чем у девочек (6,28% и 8,45% соответственно).
Фактор уравновешенности по информативности у мальчиков составляет 8,01%, у девочек – 7,38%.
Фактор напряженности выражен у мальчиков на 5,89%, у девочек на5,62%.
Таким образом, в ходе проведенного исследования на основании анкетирования, у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста была выявлена адаптация средней степени тяжести и адаптация легкой степени у мальчиков и девочек соответственно.
Были определены и проанализированы семь ведущих факторов, влияющих на социальную адаптацию детей с ЗПР 2.5-4 лет.
Выделены параметры, характеризующие гендерную специфику проявления каждого из определенных факторов, влияющих на социальную адаптацию, применительно к оценке педагогов и родителей. Отмечено, что существенные различия между мальчиками и девочками с ЗПР проявляются в отношении фактора эмоционально-волевой лабильности (девочки обладают более подвижной нейродинамикой и склонны к более частой смене настроений, у мальчиков проявляется эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции); коммуникативного фактора (мальчики меньше склонны идти на контакт в ходе совместной деятельности, выражена стереотипность, малая модулированность коммуникативных ответов); фактора конформности (девочки быстрее адаптируются к новым условиям и чувствуют себя более уверенно, на мальчиков факт отрыва от взрослого действует более разрушительно вплоть до психического стресса, функциональных нарушениям нервной деятельности, трудностей перемены форм поведения).
Библиографический список
1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.
2. Воспитание и развитие детей от2 до3 лет/Под ред. Л.Н. Галигузовой. — М.: Просвещение, 2007.
3. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1955.
4. Гуров В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2003.
5. Дурова Н.В. Очень важный разговор. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1969.
7. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинско-го. М., 1994.
8. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в ДОУ. М., 2003.
9.Люблинская А. Л. Воспитателю о развитии ребенка:- 2 изд. М.: Просвещение, 1972.
10. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969.
11. Наследов А.Д.Математические методы психологического исследования. –СПб.: Речь, 2008.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М., 1985.
13. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.