Дислалия – нарушение звукрпроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
По этиологическому признаку (этиология – наука о причинах возникновения болезней) дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.
Механической дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами переферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченая уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.
Прогнатия — верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.
Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти впереди передних зубов верхней челюсти.
Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).
Боковой открытый прикус млжет быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
Отрицательно сказывается на произношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое («готическое»), или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.
Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата.
Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаются под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного произношения.
Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.
В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.