Колгашкина Е.В.
Коммуникативные навыки, т.е. навыки общения, являются составной частью такого понятия как коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.
Существует множество определений данной категории.
Е.С. Полат рассматривает коммуникативную компетенцию как способность к межкультурному взаимодействию.
Коммуникативная компетенция, по определению Т.Б. Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
В программе «Детство»: Коммуникативная компетенция понимается как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общений.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
- Диалоговые, коммуникативные навыки:
— вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
— невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
- Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Какие основные направления работы можно выделить в рамках формирования социально-коммуникативных навыков:
— учить детей грамотному построению речевого высказывания;
— развивать связную монологическую речь;
— развивать диалогическую форму речи;
— формировать коммуникативные навыки;
— учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
— познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;
— обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
— оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.