Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Что такое социально-коммуникативные навыки и почему их необходимо развивать?

Колгашкина Е.В.

 

Коммуникативные навыки, т.е. навыки общения, являются составной частью такого понятия как коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.

Существует множество определений данной категории.

Е.С. Полат рассматривает коммуникативную компетенцию как способность к межкультурному взаимодействию.

Коммуникативная компетенция, по определению Т.Б. Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

В программе «Детство»: Коммуникативная компетенция понимается как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общений.

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

  1. Диалоговые, коммуникативные навыки:

—         вербальные (умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)

—         невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

  1. Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

 

Какие основные направления работы можно выделить в рамках формирования социально-коммуникативных навыков:

—         учить детей грамотному построению речевого высказывания;

—         развивать связную монологическую речь;

—         развивать диалогическую форму речи;

—         формировать коммуникативные навыки;

—         учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);

—         познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;

—         обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;

—         оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.