Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идет речь, когда имеют в виду патологию. Речь идет о патологии, если эти ошибки приобретают стойкий, повторяющийся характер.
Специфические, стойкие, повторяющиеся недостатки чтения обозначаются термином дислексия (от греч. dis – расстройство, lego – читаю). Патологию письма обозначают термином дисграфия (grapho – пишу).
Проявляются эти нарушения в:
1. Заменах и смешениях звуков при чтении, чаще всего фонетически близких (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.)- фонематическая дислексия, а так же заменах графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.) – оптическая дислексия;
2. Побуквенном чтении – нарушении слияния звуков в слоги и слова (р,а,м,а), нарушениях понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста — семантическая дислексия;
3. Искажениях звуко-слоговой структуры слов: пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, перестановках звуков, пропусках и.др.
5. Аграмматизмах при чтении: нарушениях падежных окончаний, согласованиях существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др. – аграмматическая дислексия.
6. Смешениях, пропусках и заменах букв при письме, соответствующих фонетически близким звукам: свистящим и шипящим, звонким и глухим, аффрикат и компонентов, входящие в их состав (ч- т, ч-щ, ц-т, ц-с; «писмо», «лубит», «лижа», лес – «лис» и др.) – акустическая дисграфия.
7. Смешениях, пропусках, заменах букв на письме в результате неправильно их произношения — артикуляторно-акустическая дисграфия.
8. Пропусках согласных на письме при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»), пропусках гласных (собака – «сбака», дома – «дма»), перестановках букв (тропа – «прота», окно – «коно»), добавлениях букв (таскали — «тасакали») пропусках, добавлениях, перестановках слогов (комната – «кота», стакан – «ката»), слитном написании слов (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме») и т.п. – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
9. Искажениях морфологической структуры слов, заменах суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята – «козленки»), изменениях падежных окончаний («много деревов»), нарушениях предложных конструкций (над столом – «на столом», числа существительных («дети бежит»), сложностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении – аграмматическая дисграфия.
10. Смешениях букв по оптическому признаку, зеркальное письмо – оптичекая дисграфия.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения.
Причинами нарушений являются:
а) несформированность устной речи, фонетико-фонетической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, недостаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
б) самостоятельное и (или) неправильное обучение ребенка чтению и письму (без учета особенностей ребенка). Обучение ребенка с нарушением речи (даже незначительным) должно проводиться по специальной программе, способствующей предупреждению нарушений письменной речи.
в) несвоевременное обращение к специалисту – логопеду.
Но, если так случилось и только в школе у Вашего ребенка обнаружились трудности с письмом и чтением – НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ!
Существуют специальные методики, которые помогут ему овладеть этими навыками.
Главное, НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НАЧАЛО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОЛГИЙ ЯЩИК!
Ведь чем старше становится ребенок, тем крепче закрепляется у него «неправильный» навык, а значит труднее его исправить.
Неуспеваемость в школе, отсаживание на заднюю парту, «дразнилки» других детей могут привести к нежеланию учиться, посещать школу, застенчивости или наоборот агрессивности.
А если представить, как сложно придется ребенку с нарушением письменной речи в нашем мире в дальнейшем, насквозь пронизанном письменной речью (пишем лекции в университете, смс, общаемся по электронной почте; читаем книги, журналы, вывески), КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА на данном этапе.