Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Развитие мелкой моторики

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук мелкой моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Хорошо, когда развитие ребенка происходит по принципу «все в свое время». Если где-то вы отстали, наверстать упущенное будет сложно, и для этого потребуется уже больше усилий, чем, если каждую группу навыков развивать в нужный момент.
Развивать мелкую моторику нужно с грудного возраста. В более старшем возрасте, можно использовать разнообразные виды работ и упражнений, способствующих развитию мелких мышц пальцев рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
2. Комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – так называемая пальчиковая гимнастика.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
— Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
— Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
— Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
— Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
— Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений
— У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей; нанизывание бусин,колечек, пуговиц на нитку; пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом, шнуровки и т.д; 4. Изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины; раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, ладошками, пальцами, свечой и т.д); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала.

5. Нетрадиционная изобразительная деятельность: рисование цветным клейстером, рисование манкой, рисование губками (штампиками), ниткопись, лепка из теста, рисование с помощью растительных элементов, аппликация из природного материала, сюжетное конструирование из пенопласта и кусочков ткани, аппликации из ваты или салфеток, из жгутиков и т.п.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.