Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта:
во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы,
во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения; счёта), а так же связной речи, от уровня развития которой, зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр.
Обучение основам письма и чтения проводится в рамках занятий по развитию фонетико-фонематических процессов.
При чтении у детей, обучение которых велось без учёта степени сформированности фонетико-фонематических процессов, могут наблюдаться следующие ошибки:
— трудности слияния звуков в слоги и слова;
— взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
— побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
— искажение слоговой структуры слов;
— слишком медленный темп чтения;
— нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
— замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
— пропуски гласных;
— пропуски согласных в их стечении;
— слияние слов на письме;
— раздельное написание частей одного слова;
— пропуски, наращения или перестановки слогов;
— орфографические ошибки.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста.
Обучение начальным математическим навыкам осуществляется на специально организованных занятиях. Особенностью данных занятий в рамках Центра является то, что на этих занятиях дети получают не только математические знания, но и совершенствуют свою речь. Все выполняемые математические задания проговариваются. При этом педагог следит за точностью употребления того или иного слова, правильностью его произнесения, согласования, полнотой, развернутостью ответа.
Отдельным большим блоком занятий стоят занятия по развитию связной речи, значимость, которых трудно переоценить.
Для более точного понимания необходимого уровня подготовки ребенка к школе, приведем лишь некоторые требования, которые предъявляются к устной и письменной речи учащихся младших классов.
Учащиеся должны:
1. владеть обязательными общеучебными речевыми навыками – техниками письма, чтения, пересказа составления плана, работы с учебником, подготовки к устному и письменному монологическому ответу, к участию в диалоге;
2. Соблюдать нормы литературной речи, речевого этикета, исправлять собственные речевые ошибки и ошибки товарищей;
3. уметь правильно и точно подбирать и использовать в речи языковые средства;
4. уметь работать с различными видами словарей и справочной литературы;
5. владеть обязательным языковым минимумом по каждому предмету;
6. в процессе письма следить за правильным речевым, орфографическим, пунктуационным оформлением работы;
7. в письменных работах творческого характера излагать мысли последовательно, правильно выделяя части текста красной строкой
Уважаемые родители! Помните!
Выбор учреждения для подготовки ребенка к школе так же важен, как и выбор самой школы.