Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Классификация речевых нарушений

Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием вторичного дефекта.
Так как речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений.
В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяют различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это:
нарушения голоса (дисфония, афония)
— нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия, физиологические итерации)
— заикание
— дислалия
— ринолалия
— дизартрия
— алалия
— афазия
— нарушения письма и чтения (дисграфия и аграфия, дислексия и алексия)

 

В настоящее время,  у нас в стране в качестве основы для комплектования логопедических учреждений и для использования фронтальных методов воздействия применяется психолгопедагогическая классификация речевых нарушений.
Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении, прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода. На основе психолингвистических критериев – нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации – дефекты речи делятся на две группы:
1 группа:
фонетическое недоразвитие (ФН),
фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН),
общее недоразвитие речи (ОНР)
2 группа:
заикание ,при котором основвой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

 

Клиническая и психолого — педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.