Рыжова Наталья Владимировна
К.п.н., старший преподаватель
кафедры «Логопедия»
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «ибо всем понемногу» на понятном ему уровне.
Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам – понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению.
Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких-то, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души, родители, может быть, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать»
Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и нужном месте. Что может быть проще? Однако это не происходит. Предмет, рассмотренный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но…формальным. При этом, как считает Н.Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал.
А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, возможно сказать – все окружающее, и далекое и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делится своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.
Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания необходимо избирать родителям?
Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это, прежде всего, заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.
О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего, о том, что интересует ребенка.
Полистаем страницы книги К. Чуковского «От 2 до 5» — кладезь детской мудрости и интересов.
***
Мама – 3-летнему сыну:
— Слезь с окна, упадешь, будешь горбатым.
— А верблюд, наверное, два раза упал?
***
— Мам, правда, что люди от обезьян произошли?
— Правда.
— То-то я смотрю, обезьян так мало стало.
***
Слушая радио:
— А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
***
— Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может, у меня тикалка сломалась.
***
— Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может, у меня тикалка сломалась.
Как же взрослому реагировать на эти высказывания дошкольников?
В дидактике на это счет имеются педагогические установки, способные гуманизировать познавательное общение взрослых и детей.
Первая: родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.
Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли ребенку давать сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником.
Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходящие с ними под вашим воздействием. Например, на одно блюдце положили рыхлый белый снег, на другое – крепкий снежок или плотный комок снега, на третий – кусок льда. Сначала порассуждаем, попробуем рассказать, что произойдет через некоторое время, что растает в первую очередь. На стол положили секундомер или песочные часы. Замечаем время. Наблюдаем за происходящим. Затем обсуждаем и объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лед сохранился дольше и растаял позднее, чем снежок?
В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации. Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности.
Поэтому третья педагогическая установка: не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.
Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей из семьи. Им интересны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой.
Анализ таких жизненных эпизодов показывает, что некоторые детские вопросы остаются «вечными». Каждое новое поколение детей вновь и вновь задает их. Например:
— Почему собака лает, а не говорит?
— Откуда у курочки появились яички?
— Как змеи делают яд?
— Почему Солнце не падает на землю?
Как же получить ответы на все эти вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь много изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут и срабатывает четвертая установка: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе.
Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро даже в дошкольном возрасте получит необходимую информацию.
Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» побуждают сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указал известный психолог А.В. Запорожец, если не сформулировать эти важнейшие качества в первые пять-шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды будет очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли ученого подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне; что узнал в старости – написано на льду»