В психологии различают две формы речи:
1. Внешняя
2. Внутренняя
В н е ш н я я р е ч ь
включает следующие виды:
- у с т н у ю (диалогическую и монологическую)
- п и с ь м е н н у ю
Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами.Реплика– ответ, возражение, замечание на слова собеседника – отличается краткостью, наличие вопросительных и побудительных предложений, синтаксически неразвернутых конструкций.Отличительными чертами диалога являются:— эмоциональный контакт говорящего, их воздействие друг на друга мимикой, жестами (невербальные средства общения), интонацией и тембром голова;— ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросовМонологическая речь – это последовательное связанное изложение одним лицом системы знаний.Для монологической речи характерны:— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;— грамматически правильное оформление;— выразительность голосовых средств.Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.Выделяют три основных вида монологической речи:— повествование (рассказ, сообщение)— описание— рассуждениеПри дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.Письменная речь– это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко — буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка – дошкольника происходят несознательная обработка языкового материала, накопление языковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.В н у т р е н н я я ф о р м а р е ч иЭто обеззвученная речь (речь «про себя»), которая возникает, когда человек думает о чем – либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращений мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывании наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное её содержание. Далее из большого числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонематическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт и выраженную патологию речи.В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции:— коммуникативную— обобщающую— регулирующуюОтклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные отклонения речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.