Центр развития речи для детей и взрослых ЛОГОС — радость уверенного общения!

Артикуляционная гимнастика. Для речи нужна зарядка

 

Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать, что в трени­ровке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но также губы, язык и щеки. Мышечные волокна, из кото­рых состоят эти речевые ор­ганы, тоже нуждаются в тре­нировке. Иногда мышцы ар­тикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными (гипертонус) или, наоборот, слабыми и вялы­ми (гипотонус). Поэтому в одном случае мышцам нуж­но помочь расслабиться, а в другом — активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы!

Упражнения для орга­нов артикуляционного аппа­рата можно и нужно сопро­вождать веселыми стихами. Не будут лишними ритмические дви­жения и забавная мимика. Итак, продемонстрируем свои артистические способ­ности! Это же так забавно — перевоплотиться то в капри­зулю, то в волка, а то и вовсе изобразить мотор… Не за­будьте, что для работы над звуками вам обязательно по­надобится зеркало! Для начала пропоем гласные звуки, причем сделаем это не как-нибудь, а очень четко, даже утрируя. Это даст хоро­шую нагрузку губам, языку, щекам, нёбно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

 

А-а-а…!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А-а-а.,.!

Поем и я, и ты,

Упражнения просты:

А-а-а…!

И-и-и…!

Какой ты весельчак!

Ты смеешься звонко так:

И-и-и…!

На широком язычке

Звук рассыпался в смешке:

И-и-и…!

 

«У-у-у…! — сказала,

ежась, Зина. —

Ну, зимой и холодина!

У-у-у…!»

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «У-у-у…»

 

Э-э-э…

Я тебе задам вопрос.

Ты смешно наморщишь нос

И ответишь мне:

Э-э-э…

Я не знаю, что сказать,

Может, лучше помолчать?

Э-э-э…

 

О-о-о…!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о…!

Язык поглубже убери,

Вздохни еще раз и тяни:

О-о-о…!

Ы-ы-ы…

Зеваешь ты, мой соня,

Сладко тянешься спросонья:

Ы-ы-ы…

Поспать еще часок

Или, может, выпить сок?

Ы-ы-ы…

 

После таких слов хочется сладко потянуться и зевнуть. Поверьте, в данном случае приятное соединится с по­лезным! Процесс зевания не только стимулирует работу нёбно-глоточного кольца, но и улучшает деятельность го­ловного мозга. Кроме того, человечек освобождается от нервного напряжения. Так что, зевайте на здоровье!

 

Трактористы — Машинисты!!!

Логопеду достаточно заглянуть ребенку в рот, чтобы заметить такую особенность, как   отсутствие   верхнего подъема языка. Причины мо­гут быть самыми разными: родовая   травма,   короткая подъязычная уздечка, слиш­ком затянувшаяся «дружба» с соской. Упражнение «Мо­тор» поможет укрепить мыш­цы языка. Оно заставит даже самый ленивый язычок под­няться вверх и удержит его на нёбе за верхними резцами продолжительное время. А это очень важно для пра­вильного произнесения зву­ков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р»!   Если   наш   «ученик» слишком  мал,  достаточно, чтобы он повторял за взрос­лым лишь звукоподражания. Ребенку   постарше   можно предложить проговаривать стихотворные строки:

 

Мотор натужно тарахтит,

Чадит, чихает и пыхтит:

«Ты-ды, ты-ды, ты-ды, ты-ды!

Налейте кружечку воды!

Так-так, так-так, так-так…

Кто за водой ходить мастак?»

Залили мы в мотор воды,

И он запел: «Ды-ды, ды-ды,

Да-да, да-да, да-да, да-да!

Как кстати мне сейчас вода!

Тук-тук, тук-тук,

Тук-тук, тук-тук,

Я знаю, кто мой Лучший друг!»

 

Произнося звукоподража­ния, нужно варьировать силу голоса (тихо — громко), из­менять темп, чередуя долгие или короткие паузы между повторяющимися слогами. Говорить слова и слоги при­дется в одних случаях мед­ленно, в других — быстро, в зависимости от контекста. Следите, чтобы кончик язы­ка крохи при произнесении звуков «Т» или «Д» находил­ся на нёбе за верхними зуба­ми, а не опускался к краю нижних резцов.

 

 

 

 

Зри в корень!

Тренировка нужна и корню языка, особенно если он из­лишне поднят (гипертонус) или, наоборот, «ленив» на подъем (гипотонус). Причи­ной подобных нарушений может стать родовая травма или особенности строения языка. Наша задача — укре­пить корень языка. Специ­альное упражнение поможет язычку на звуках «К», «Г», «X» подниматься как можно более высоко к мягкому нё­бу. У детишек это не всегда получается, поэтому так час­то можно услышать исковерканное произношение: «ту­си» вместо «ГУСИ», «тутушка»   вместо «КУКУШКА», «тлеп» вместо «ХЛЕБ».

Малышу  наверняка  будет интересно поиграть в метко­го стрелка. Ему предстоит поразить из ружья все мише­ни и при этом озвучить каж­дый выстрел: кх, кх, кх, кх… Чем сложнее мишень, тем больше выстрелов: кх, кх, кх, кх… И так до последнего па­трона, то есть пока вы не уви­дите, что кроха устал…

А теперь представим себя на деревенском подворье. Кого здесь только нет!

 

Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси:

Га-га-га, га-га-га!

У козы круты рога.

Га-га-га, га-га-га!

Сено все сгребли в стога.

Га-га-га, га-га-га

Вязнет в сене нога.

Га-га-га, га-га-га!

«И-го-го» — заржали пони,

Им в конюшне вторят кони:

«И-го-го, и-го-го!

Мы несемся: о-го-го!»

 

Забавно, правда? Тогда поче­му малыш не смеется? Мо­жет быть, не умеет? Нет, про­сто ему в рот пока не залете­ла смешинка… Еще секунда, и он расхохочется:

 

Харитон учил стихи.

Мы смеялись:

«Хи-хи-хи!»

Он их выучил легко,

Хохотали: «Хo-xo-xo!»

А потом учили мы:

«Э-хе-хе… Хы-хы-хы».

 

Что ж, от веселого до груст­ного — один шаг. Сделаем печальное лицо и вздохнем: «О-хо-хо!» Еще раз наберем побольше воздуха в легкие, а затем выдохнем: «О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-о-о-о…»

Губки алые!

 

А теперь займемся губами. У некоторых малышей посто­янно приоткрыт ротик. Воз­можно, сомкнуться губам ме­шают аденоиды или особен­ности анатомического строе­ния. В результате ребенок неправильно произносит так называемые губные звуки: «П», «Б», «М». Исправить по­ложение нам помогут вот та­кие стихи:

Бом-бом, бара-бом!

Это что еще за гром?

Бух, бух, бара-бух!

С барабаном петух.

Барабанит он с утра:

«Просыпаться пора!»

Бум, бум, бара-бум!

Всех разбудит этот шум!

Губы на звуках «П», «Б», «М» нужно соединять очень креп­ко! В данном случае стара­ния малыша не будут лиш­ними, ведь круговые мышцы вокруг ротика окрепнут, и губки научатся смыкаться. Итак, начинаем четко декла­мировать:

 

Это куклы БИБАБО.

Это — БИ, это — БО.

Мы научим их шалить,

Петь, плясать и говорить.

 

Не страшно, если под рукой не окажется кукол. Ребенок и сам с удовольствием вооб­разит себя куклой, которую надо научить говорить.

Следующее упражнение комплекс­ное и многофункциональное. Малыш сидит, выпрямив спинку. Он делает спокой­ный вдох через нос (плечи при этом не поднимаются!). Затем ребенок на одном выдохе произносит серию из трех слогов (крепко смыкая губы): «ба-бо-бу»; «би-ба-бо»; «бо-бу-ба»; «бу-ба-бо» и т.д.; «ма-мо-му»; «ми-му-ма»; «му-ма-мо» и т.д. Каждая серия слогов сопровождается постукиванием указательными пальцами по крыльям носа. Упражнение помогает ре­шить сразу несколько весьма важных задач:

  • научить ребенка правиль­но дышать носом;
  • отработать речевой выдох;
  • активизировать губы;
  • стать отличной профилак­тикой заболеваний верхних дыхательных путей.

 

 

Пухные щечки

 

Вялые, слабые круговые мышцы рта — еще одна про­блема. Убедиться в том, что она действительно существу­ет, можно с помощью одного несложного задания. Если вы попросите малыша на­дуть щечки, то есть удержать воздух в полости рта, задача окажется трудновыполни­мой из-за того, что губы не­способны плотно сомкнуть­ся. Занятия помогут это под­корректировать.

Напоследок мы оставили са­мое веселое. Кроха наверня­ка слышал о таком живот­ном, как хомячок? Возмож­но, эта забавная зверушка да­же живет у вас дома. Тогда ребенку будет совсем не сложно изобразить, как хо­мячок, набив полный рот едой, сосредоточенно жует. Итак, посильнее раздуем ще­ки, плотно сомкнем губы и энергично начнем жевать. Очень похоже! Это упражне­ние позволяет включить в работу практически все мышцы лица, нижнюю че­люсть и губы. Имейте в виду, что не всегда задание полу­чается с первого раза!

Наши упражнения не обяза­тельно выполнять все сразу. Для начала достаточно одно­го, максимум двух заданий. Выбирайте упражнения с учетом возраста ребенка и особенностей его звукопроизношения. Никогда не за­ставляйте делать то, что ему не нравится. Постарайтесь выбрать удобный момент, заинтересовать кроху, и тогда успех будет гарантирован!

 

 

По материалам журнала «Мой ребенок»